Сегодня услуги управляющих компаний востребованы, в основном, в домах бизнес-класса и элитном секторе. Остальным приходится довольствоваться услугами родных ДЕЗов, либо тех организаций, которые выиграли конкурс, проведенный местными властями. Такую ситуацию можно объяснить пассивностью жителей, которая в свою очередь оправдывается тем, что выбирать-то людям особо не из чего – рынок конкурирующих между собой управляющих компаний пока не сложился. Есть первые ласточки, которые осваивают «коммуналку». Что же они могут нам предложить и стоит ли с ними связываться?
Большинство известных управляющих компаний (УК) созданы в конце 90-х начале 2000-х гг. на базе ведущих застройщиков и обслуживают построенный ими жилой фонд. Многие компании не дистанцируются от своих «родителей»: «ПИК-комфорт» (корпорация «ПИК»), «Миракс Сервис» (корпорация MIRAX GROUP). Правда, после нескольких лет работы компании могут начать работать в сторонних, муниципальных домах. Есть и независимые УК, изначально обслуживающие дома нескольких застройщиков, но их единицы.
Управляющие компании предоставляют те же услуги, что и наш родной ДЕЗ, который теперь называется ГУ ИС (государственное учреждение «Инженерная служба»). Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.Ru решил разобраться, в чем же заключается разница.
Какие услуги они предлагают
Все УК декларируют качественно лучшее обслуживание дома и придомовой территории, дополнительные услуги, демократию, то есть, обещают выносить все важные вопросы (в том числе о цене) на голосование собственников и ежегодно отчитываться перед жильцами о всех расходах.
Достигается это за счет профессиональных кадров и техники: ДЕЗы работают с подрядчиками, а управляющие компании имеют большой штат сотрудников. При этом ряд услуг оказывают все же подрядчики, например, охрану территории, в основном, доверяют частным охранным предприятиям.
Что касается дополнительных услуг, то, как правило, это организации диспетчерских постов, индивидуальных тепловых пунктов, выезд собственной аварийной службы. Также жильцам могут предложить помощь в решении юридических вопросов, связанных с жильем, организуют на своей базе паспортные столы, дают возможность оплачивать свои услуги в отделениях ближайшего банка, организуют бесплатные мероприятия для собственников (детские праздники, например), поддерживают домовладельцев, участвующих в городских конкурсах («Мой двор мой подъезд» и т. д.).
Сколько стоит такая забота?
Цена за техническое обслуживание многоквартирного дома зависит от таких факторов, как этажность, техническая оснащенность (системы видеонаблюдения и т. д.), число подъездов (чем их больше, тем дороже), класс жилья (обычное жилье, бизнес-класс, премиум) и, наконец, желаний собственников (можно воплотить практически любые идеи людей за их деньги).
За техобслуживание (т. е. без учета коммунальных платежей) обычной новостройки собственники платят управляющим компаниям в среднем 20-25 рублей за квадратный метр в месяц. Грубо говоря, 1 доллар.
Обслуживание элитного жилья встанет дороже: 2-3,5 доллара за квадратный метр. Обслуживание подземного паркинга и дополнительные услуги собственники оплачивают отдельно. При этом обычно годовая смета, со всеми расходами рассматривается на общем собрании собственников.
Что касается ДЕЗов, то стоимость технического обслуживания за квадратный метр составляет на сегодня примерно 16 рублей. Причем, 7 рублей платят жители, а 9 рублей составляет городская дотация.
За коммунальные услуги (газ, вода, электричество) жители – подопечные УК расплачиваются по утвержденным правительством Москвы тарифам, а их никто не имеет права менять.
Конкуренция: ставка на прозрачность
Сегодня сложно говорить о соперничестве на рынке ЖКХ, но управляющие компании создают себе конкурентные преимущества, одним из которых является экономное и грамотное расходование средств.