В определенном смысле оставаясь загадкой, стекло всегда притягивало современников и поражало богатством предлагаемых возможностей. Сегодня его хрупкая невесомость востребована наравне с метафизическим стоицизмом, а природное изящество - с очевидной функциональностью… Довольно легко преодолев категории мелкой пластики и декоративно-прикладного искусства, стекло уверенно вошло в сферу организации пространства.
На пути к микромиру
Надо сказать, что это вторжение произошло сравнительно давно. И предпосылки его следует искать прежде всего в архитектуре. Стекло прошлого столетия уже вовсе не напоминает робкие (хотя, признаться, живописные) вкрапления и романтические прелюдии рубежа XIX-XX веков. Оно тем более далеко от той вспомогательной роли, которую отводили ему классицистическая и барочная традиции. Архитектура XX века представляет собой равноправный союз стекла и металла, стекла и бетона, стекла и камня. Буквально сразу и очень быстро, переориентировавшись с общего на частное, стекло предприняло экспансию и в мир интерьера. В поэтическом прошлом осталась поверхность, преломляющая свет в изгибах, ребрах и гранях; гладь, насыщенность цветом которой обращала к тому или иному символу; материал, изумляющий тонкостью и прозрачностью, и т. д. На первый план вышло стекло как конструктивный элемент, как функциональная составляющая.
Обязательный компонент и один из основных атрибутов пресловутого хай-тека, стекло снисходительно принимает положенные ему теперь по рангу почести. Однако чуда не произошло - непременным и массовым присутствием стекла во всех областях человеческой деятельности напрочь погублена идея, довольно удачно сформулированная полтора столетия назад Уильямом Моррисом. Безликость и однообразие стеклянных коробок в архитектуре и перегородок в интерьере, пришедших на смену авторскому видению, лишь на первый взгляд образуют некое подобие стиля. На самом деле они отбросили нас далеко назад, туда, где забыты и ручная обработка материалов, и ремесленные технологии, и качественная художественная продукция, где вместо затейливости и индивидуальности царят функциональность, простота и лаконизм.
На этой волне во второй половине прошлого века и возникла крайняя востребованность в стекле, в том числе и как в способе построения пространства. Ширмы и экраны, двери и межкомнатные перегородки, мебель и лестницы, светильники, витражи и т. д. - все это, веками наполнявшее жилище человека, с успехом начинает воплощаться в стекле, которое с каждым днем находит все большее применение в современном интерьере. С той лишь разницей, что день сегодняшний, преодолев «болезни роста» стиля высоких технологий, вновь обращается к необходимости авторского начала в любой детали обстановки.
Свет: и никакого обмана
Стекло всегда было и остается яркой приметой своей эпохи. Недаром специалисты довольно точно могут определить исторический возраст того или иного стеклянного предмета искусства, существующего вот уже пять тысяч лет. Несомненно, когда-нибудь и наше время попадет в сферу интересов и изучения далеких поколений ученых и искусствоведов. И тогда станет очевидно, что именно современность вписала в многовековую историю стеклоделия страницу, посвященную стеклу как интерьерному жанру. Впрочем, сегодняшние художники и дизайнеры вряд ли задумываются на эту тему чаще, чем когда-то ремесленники Месопотамии или Древнего Египта, еще не умевшие толком варить бесцветное и прозрачное стекло и только нащупывающие пути к освоению формовки и лепки, раскатки и прессовки, резки и резьбы, выдувания и полировки. Сегодняшние технологии сметают практически любые ограничения в производстве стекла, а потому современному художнику подвластно многое. Это утверждение прекрасно подтверждается в случае со светильниками. Тем более что, как уверяют нас специалисты, ничто так не влияет на формирование настроения пространства, как освещение.
И тут, несмотря на довольно уверенную позицию хай-тека, все же можно говорить о некотором смещении в сторону классических приемов освещения. Свидетельством тому может стать хотя бы то, что в моду снова входят хрустальные чешские люстры. Или, скажем, еще один показатель: столь экстравагантные светодиодные светильники, как ни старались их приверженцы, все же не привились в условиях жилого пространства. Скорее всего, и точечным встроенным светильникам в скором времени предстоит капитулировать перед полчищами электрических лампочек, обрамленных художественным стеклом, - матовым или прозрачным, гладким или рельефным, тонким или многослойным, сияющим или цветным.