Решившись продать-купить-обменять квартиру, клиент оказывается перед дилеммой — проводить ли сделку самому или довериться профессионалу? А может быть, ее можно «распилить» и какой-то наиболее ответственный этап пройти с риэлтором, а более легкие операции совершить самому? Сегодня рынок действительно предоставляет клиенту на выбор разные варианты. Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.Ru выяснил достоинства и недостатки различных способов проведения сделки.
Способ первый – стандартная сделка
Хороший риэлтор «ведет» клиента с момента обращения в компанию и до заключения сделки. Он поможет клиенту адекватно оценить продаваемое жилье и собственные финансовые возможности. Организует показ квартиры или во время просмотра сопровождает клиента. Проверяет юридическую чистоту приобретаемого жилья, в сборе документов без него тоже никуда. Грамотно составляет тексты договоров и обеспечивает безопасность расчетов. Словом, на время сделки риэлтор для клиента – это личный финансовый консультант, адвокат, юрист и психолог.
Такую «няньку» лучше всего искать в агентстве недвижимости. Здесь каждую сделку проверяет не только ведущий эксперт, но и юридический отдел. Возможность купить «паленое» жилье практически исключена.
«Около 80% сделок, совершаемых в Москве – альтернативные сделки. То есть клиент одновременно и продавец, и покупатель, - рассказывает начальник Учебного центра агентства недвижимости «Триумфальная арка» Роман Вихлянцев, - Стандартная «цепочка» сделки обычно включает в себя две – четыре квартиры, но бывают ряды и из двенадцати – четырнадцати квартир. В такой сделке задействованы интересы сотни людей.
Еще при обучении наши специалисты осваивают технологию сделки, позволяющую проводить каждую опцию максимально быстро и качественно. В распоряжении сотрудников специальная «Карта рисков риэлторов» из 108 пунктов. При возникновении каких-либо подозрений на каждом этапе можно не только подключить юротдел, но и, сверяясь с картой, предпринять наиболее адекватные действия для сведения риска к минимуму».
Наиболее сложная составляющая труда риэлтора — обеспечение безопасности сделки: правовой, технологической, финансовой. Правовая проверка (проверка юридической чистоты квартиры) предполагает обязательную проверку всех, кто по закону может быть вправе пользоваться данным помещением. Грамотные специалисты делают это не только с помощью архивных выписок из домовой книги. Помогают сотрудники ДЕЗов, участковые милиционеры.
Технологическая проверка должна установить, что квартира свободна от обременения, брони, не находится под арестом. Это особенно важно для недвижимости, приобретаемой с помощью ипотеки. Подобные сведения находятся в Едином государственном реестре права. Но на реестр надейся, а сам не плошай.
Наконец, до сих пор у нас принято рассчитываться наличными, зачастую — в долларах США. Риэлтор разберется и банковской ячейкой, где придется хранить деньги, поможет проверить банкноты. Регистрация сделки — тоже непростой момент, который требует поддержки специалиста.
Цена стандартной услуги в агентстве недвижимости: 3-6% от стоимости квартиры.
Способ второй: разделение труда
Некоторые агентства недвижимости предпочитают не доверять все ведение сделки одному - двум специалистам, а создать четкое разделение между сотрудниками ответственности за разные этапы сделки. Так называемый «процессный подход» - был впервые релаизован на Западе, сегодня эта практика приходит в Россию.
Так, в агентстве недвижимости нового типа «Открытая компания» первую консультацию клиенту дает консультант. Он расскажет о ситуации на рынке, поможет предварительно оценить недвижимость, поможет сориентироваться в выборе ипотечного кредита, даст консультацию обо всех этапах сделки.