Он пришел в кино, когда ему было 32 года. Чарли Чаплин скажет о нем, что в его лице славянство дало мировому кинематографу величайшего художника и поэта. Его при жизни назовут гением, но и сегодня мало кто прочувствовал до конца всю глубину и масштабность его гениальности.
Сам же гений напишет в своем дневнике, что ни разу не получил морального удовлетворения ни от одной своей премьеры и даром потратил столько лет жизни и кропотливого труда, а ведь как много мог создать прекрасных картин. И дело, пожалуй, главным образом, не в убогих технических возможностях, не дававших во всей полноте воссоздать творческие замыслы. А в том, что творить почти всегда приходилось с «обрезанными крыльями»…
«Если выбирать между красотой и правдой, я выбираю красоту. В ней более глубокие истины, нежели в одной только голой правде. Истинно только то, что прекрасно», – напишет Александр Петрович Довженко в дневнике 30 апреля 1944, без малого 15 лет спустя после выхода на экраны фильма «Земля» (1930). С того момента до наших дней для кинематографа прошла целая вечность. Сюжет «Земли» сегодняшнему зрителю наверняка покажется слишком простым, а идея – наивной и не актуальной. Нынешние школьники смутно представляют себе, что значит слово «раскулачивание» и в чем смысл событий, о которых повествуют кадры немого черно-белого фильма. Но почему-то до сих пор эту картину относят к числу лучших за всю историю кино. Мне было давно интересно, почему. И, наконец-то познакомившись с ней, я подумала, что, пожалуй, ее одной хватило бы, чтобы назвать Александра Довженко гениальным.
А в свое время этот режиссер оказался непонятым ни зрителем, ни руководством страны. Хотя, может быть, как раз Сталин его и понял слишком хорошо. Не зря ведь сам Довженко после выхода «Звенигоры» (1928) и «Земли» думал, что его наверняка «арестуют и съедят» как «украинского буржуазного националиста». В прессе его «пропесочили», чего стоил только издевательский фельетон Демьяна Бедного в газете «Известия». Довженко, по собственному признанию в «Автобиографии» (1939), после него «поседел и постарел за несколько дней».
А ведь великий режиссер искренне верил в то «светлое будущее», которое обещали большевики. Главные его герои – это молодые комсомольцы, носители революционной идеи, ведущей человечество к новой, счастливой жизни. И в этом будущем украинский народ наконец-то счастлив, ведь он обладает потрясающими богатствами родной земли. Украина наконец-то встала с колен, и ее больше не разрывают на части соседние государства.
Идеи, которые в принципе совершенно несовместимы друг с другом, органично сплелись в его фильмах. Взять хотя бы «Звенигору». Я не удивляюсь, что ее появление на экранах, с одной стороны, поставило Довженко в один ряд с крупнейшими советскими кинорежиссерами того времени Эйзенштейном и Пудовкиным, а с другой – вызвало весьма неоднозначную реакцию зрителей. Ведь это произведение было настолько масштабным, охватившим историю Украины чуть ли не со времен скифов до начала 20 века. То, как свободно Довженко обращается в фильме с хронологией, оказалось непривычно и сложно для зрительской аудитории. Метафоры и образы, использованные в картине, легко воспринялись бы в литературном произведении, но на экране они оказались непонятны широкой публике. Александр Довженко, прежде всего, был художником и поэтом, который «пропел свою картину, как песню».
После «Звенигоры» был «Арсенал»(1929), посвященный восстанию большевиков на киевском оружейном заводе. Это рассказ уже о вполне реальных событиях, но и здесь у Довженко, как в сказке, кони говорят человеческими голосами (с учетом того, что кино немое – посредством текстовых вставок), главного героя «пули не берут» в буквальном смысле. Однако «Земля»… «Земля», по мнению многих, стала вершиной кинотворчества Довженко. Но не потому, что в ней он исчерпал свой потенциал, не потому, что звуковое кино в чем-то лишило его фильмы образности и выразительности. А потому, что после «Земли» творить стало практически невозможно. Жесткая критика высасывала из Довженко силы и вдохновение.
|