Появившийся в Первой половине XVIII века во Франции стиль Рококо справедливо заслужил титул самобытного явления, не имеющего прототипов в истории искусства. он оставил после себя изумительные по красоте интерьеры. Многие его элементы и приемы остаются актуальными и в наше время.
Рококо уже изначально был необычен тем, что, в отличие от известных до него стилей (которые складывались, как правило, в архитектуре и лишь затем распространялись на живопись, скульптуру, мебель и прочие виды искусства), сразу возник как камерный интерьерный. Областью его «применения» стали аристократические гостиные и столь распространенные в состоятельных частных домах будуары, которые было модно обустраивать в игривой куртуазной манере и в которых, по выражению поэта М. Кузмина, царил «дух мелочей прелестных и воздушных».
Интерьер эпохи европейского рококо определяла эстетика мимолетного и неуловимого, изменчивого и капризного. Изящество и легкость в сочетании с откровенно выраженной декоративностью достигались за счет пластических приемов и цветового решения.
Для интерьера в стиле рококо характерны тонкие рельефные обрамления, гротески вперемежку с элементами рокайля, а также закругленные углы стен. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, — падуга, то есть плавный полукруглый переход, который во времена оны декорировался не скульптурой, а тонким орнаментальным рельефом, выполненным из гипса и стукко.
Гипс и стукко идеально подходят для того, чтобы вылепить невысокий рельеф, который быстро принимает нужную форму.
В современном варианте их можно заменить смесью гипса, алебастра и клея ПВА. Скорее всего, полукруглые скошенные стены не вызовут восторг у сегодняшнего домовладельца. Не столько по причине трудоемкости процесса, сколько из-за потери полезной площади. Однако придать стенам налет рококо все-таки можно, если не просто украсить их гипсовой лепниной, а еще и «подпылить» из пульверизатора тонким слоем бронзовой или золотой краски. Общая тенденция пространства — тяготение к живописности. Однако, в отличие, например, от того же барочного интерьера, вместо ярких красок актуальны нежные пастельные тона, приглушенные и забеленные краски, полутона, белый, розовый, палевый, фисташковый, светло-голубой с позолотой. Характерным приемом рококо считается рельефная лепнина, плавно переходящая в роспись золотом по белому. И вовсе не обязательно стараться выдержать во всем доме одну цветовую гамму и соблюсти единые принципы. Каждое помещение может оказаться неповторимым и быть обустроено с учетом пристрастий домочадцев.
В дополнение темы «красочного решения» рокайльного интерьера можно вспомнить, что он, кроме всего прочего, зачастую сопровождался настенной живописью, а также потолочной, продолжавшей сюжетную линию стен.
Впрочем, есть и альтернативный вариант: для стиля рококо типично украшение стен не фресками, а шпалерами с диковинными узорами, вытканными шелком или шерстью.
В обстановке полной декоративности
Настенные панно, полотна в рамах, плафоны, декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами — десюдепорты, — все эти изыски традиционно остаются элементами интерьера в стиле рококо. Основными сюжетами выступают, как правило, сцены соблазнения, прозрачные намеки, идиллические картины пастушеской жизни с эротическим подтекстом. Темой для росписей могут стать и мифологические персонажи; а вот героические сюжеты совершенно неактуальны. Главный критерий красоты — женственность. Поэтому, воссоздавая роспись в стиле рококо, следует оперировать мягкими округлыми контурами, тонкими нюансами формы и цвета, пластичными линиями и переходами.
Еще одной характерной чертой стиля являются зеркала. А точнее, множество зеркал — встроенных в стены, развешанных над каминами и столиками, украшающих простенки между окнами. Последние получили в эпоху рококо название «трюмо», что в переводе с французского означает «простенок».
Зеркало вообще играло чрезвычайно большую роль в интерьере того времени: оно традиционно символизировало призрачность, игру, соединение иллюзии и реальности. Поэтому чем больше зеркал окажется в интерьере современного коттеджа, тем явственнее зазвучит в нем музыка далекой эпохи. И конечно, не стоит забывать о сугубо практической стороне: отражаясь друг в друге, многочисленные зеркала зрительно увеличат пространство, создадут впечатление бесконечности анфилады комнат, обеспечат дополнительное освещение. Важная деталь: зеркала непременно должны быть обрамлены легкими овальными рамами из гипса или фарфора.