Правовое регулирование торговли в Internet далеко от совершенства, с этим я полностью согласен. Однако не стоит драматизировать существующую ситуацию и самое главное не надо смешивать все проблемы и понятия вместе, а следует детально разобраться, особенно если называть это правовым комментарием.
К покупке товаров в виртуальном магазине, если покупателем является российский гражданин (или иностранец, находящийся в России) будут применяться нормы российского закона “О защите прав потребителей”, причем независимо от “гражданства” организации продавца. Если продавец российское юридическое лицо, то в этом случае такая сделка будет полностью регламентирована нормами законодательства Российской Федерации, которые будут подробнее рассмотрены далее. Если продавец иностранная компания, то вопрос решается несколько сложнее.
Конечно, существует проблема идентификации субъекта в Internet: сервер может физически находится в одной стране, размещать информацию компании, которая находится в другой, контрагент по этой сделке находится в третьей, доставка продукции осуществляется из четвертой, возможны и другие варианты. Однако если торгующая организация является добросовестным участником экономических отношений, она естественно разместит о себе максимально полную и правдивую информацию, включая регистрационные данные и место нахождения ее органов, а в некоторых странах такая информация обязательно должна присутствовать даже на простых бланках компании, используемых в деловой переписке. А если информации о продавце недостаточно, то покупатель может сам решить стоит иметь дело с таким продавцом или нет.
Далее, каждая страна имеет свое собственное законодательство, касающееся порядка заключения сделок, и когда участниками сделки выступают представители различных государств, всегда возникает масса вопросов о праве, применимом к заключению, исполнению и разрешению возникающих споров. И не с появлением Internet появились эти вопросы, они стали существовать с тех пор, когда началась международная торговля. Действительно, регулирование международных торговых отношений складывалось веками, и нормы международного права, а точнее международного частного права, вполне определенным образом способствуют решению этих вопросов. Уже давно существуют международные договоры, регламентирующие торговые отношения. Пока нет документов, специально регламентирующих электронную торговлю, но чем она принципиально отличается от некоторых других видов покупок, например заказов по телефону, по каталогу или через “TV Shop на диване”.
Если говорить о российском законодательстве, о порядке заключения сделок то следует отличать простую письменную форму сделки от ее “бумажного” оформления. Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит требований о существовании письменной сделки непременно на бумажном носителе. Пункт 1 статьи 160 Гражданского кодекса указывает лишь на то, что сделка должна быть совершена путем составления документа, а на бумаге этот документ или нет - закон не упоминает. Кроме того следующий пункт этой же статьи допускает использование “электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон” Может быть сторонники традиционно макулатурной документации объяснят мне каким образом можно поставить электронную подпись на бумаге?
Далее наш Гражданский кодекс утверждает, что “ Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.” (п.2 ст. 434). И самое интересное: письменный договор может быть... вообще не “написан”, если лицо, получившее оферту, совершает действия по выполнению, указанных в ней условий (например, производит оплату, указывает ассортимент, наименование товара, адрес для доставки).
|