На мой взгляд, доменное имя следует признать разновидностью такого вида интеллектуальной собственности как "коммерческое обозначение" (denominations commerciales). Коммерческое обозначение до недавнего времени было известно в России только из Конвенции об учреждении ВОИС. Вторая часть ГК РФ связала коммерческое обозначение (КО) с договором коммерческой концессии (франчайзингом). Между тем, КО индивидуализирует внешнее проявление любого предприятия как объекта права. Для гражданского оборота индивидуализация деятельности лица необходима вне зависимости от того, в off-line или on-line-режиме такая деятельность ведется.
Доменные имена не является исключением в ряду неопределенных законодателем видов исключительных прав. В таком же положении пребывают названия предприятий розничной торговли (магазинов) и названия судов (кораблей).
Стоит заметить, что столкновения доменных имен и товарных знаков не являются исключительным феноменом, присущим только Интернет-отношениям. Патентным юристам давно известны случаи "столкновения" различных объектов исключительных прав с товарными знаками:
- фирменные наименования (ст.7 Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров");
специальные названия изобретений (например, патент РФ № 2088654 "Водка "Калашников");
- промышленные образцы (промышленный дизайн);
- наименования средств массовой информации (журнал " Эксперт");
- объекты авторского права (например, название произведения);
- географические указания;
- имя (изображение) гражданина
Следует признать, что проблема столкновения товарных знаков и схожих с ними объектов исключительных прав не нова. Еще в середине 60-х годов рассматривалось дело о нарушении знака "Агфа" предприятия ГДР "ФЭБ Фильмфабрик Вольфен". Истец счел незаконным использование бельгийской фирмой фирменного наименования "Геверт-Агфа НВ" на территории СССР. Советский суд признал использование фирменного наименования "Геверт-Агфа НВ" нарушением исключительных прав на знак "Агфа".
Сторонники признания доменных имен товарными знаками допускают весьма существенную ошибку, смешивая понятия "товарный знак" и "словесное обозначение". Одного факта, что доменное имя является словом, недостаточно для признания тождественности указанных терминов. Перед нами случай "юридических омонимов", когда слова тождественны, но выполняют разные функции в коммерческом обороте. Например, существует самолет АН-124 "Руслан" (кроме того, слово "Руслан" может охраняться как товарный знак для транспортных средств). Это же слово может быть зарегистрирована как марка сигарет или использоваться в фирменном наименовании ООО "Руслан", занимающейся обучением художественному свисту. Наряду с этим могут существовать танкер "Руслан", магазин одежды "Руслан", а также сайт для любителей поэмы "Руслан и Людмила" www.ruslan.ru. Кто в таком случае будет иметь исключительные права на само слово "Руслан"?
Существенным отличием доменных имен от товарных знаков является характер используемых обозначений. Кроме словесных знаков (их большинство) существуют изобразительные, звуковые и объемные. Для доменного имени может использоваться практически любое слово, в то время как к товарным знакам предъявляются жесткие требования. Могут благополучно существовать доменные имена типа MAIL.RU, но не может быть зарегистрирован товарный знак "MAIL" для услуг связи. Знаку "IDIOT.RU" будет, скорее всего, отказано в регистрации для любых видов товаров и услуг.
Более того, товарный знак является обозначением, используемым для обозначения определенных товаров или услуг. Использование товарного знака это применение обозначения не самого по себе, а для сопровождения коммерческого оборота товаров (услуг), в отношении которых зарегистрирован такой знак. Для регистрации знаков используется Международная классификация товаров и услуг (МКТУ - 34 класса для товаров и 8 для услуг). Регистрация одного и того же слова допускается для разных видов товаров и услуг и на имя разных владельцев. Таким образом, неизбежно сосуществование нескольких десятков одинаковых по звучанию товарных знаков.
|