Мне часто задают вопрос, как стать профессионалом в области юзабилити и как получить работу по этой специальности. Ответ вы найдете, взглянув на список из трех качеств, которые есть у всех лучших профессионалов-юзабилистов:
Знание теории взаимодействия (interaction theory) и методологий исследования пользователей (user-research methodologies), в особенности принципов тестирования с помощью пользователей
Светлая голова
Десять лет опыта проведения тестов с пользователями и прочих тестов на юзабилити, например исследований на месте
К сожалению научиться можно только первому из этих трех качеств (да кстати, у нас тоже есть такие курсы). Искусство юзабилити основывается в большей части на таланте и на опыте, чем на знании теории. Львиная часть работы юзабилиста связана с обнаружением закономерностей, вот почему для этой работы требуется светлая голова и большой опыт: как только вы обнаруживаете у пользователя даже намек на проблемы при работе с интерфейсом, вы тут же должны сделать верный вывод об изменениях в дизайне.
Плохой специалист по юзабилити напишет в своем отчете следующее: "Пользователю 1 понравился интерфейс, а Пользователю 2 - не понравился". Согласитесь, не такая уж много полезной информации для команды дизайнеров в таком отчете. Хороший специалист по юзабилити сводит воедино наблюдения за всем множеством пользователей, обнаруживает закономерности, и приходит к выводам, на основе которых делается дизайн.
Я не утверждаю, что знание теории вообще не нужно. Ведь кроме всего прочего я сам написал несколько книг на тему юзабилити и верю в то, что опыт можно передать: ведь вам совсем не обязательно делать те же самые ошибки, которые допускал я двадцать лет назад. Если вы решили стать юзабилистом, прочитайте для начала несколько хороших книг по этой теме.
Вместе с основами теории изучайте также различные советы и приемы тестирования, которые сложились на базе многолетнего накопленного опыта. Если вы будете проводить исследование, опираясь на неверный метод, вы ничему не научитесь. Подробное изучение каждого метода повысит качество вашей работы, а освоение опыта других людей поможет вам при минимуме затрат получить высокие результаты.
Учитесь на практике
Может быть это и похоже на замкнутый круг, но для того, чтобы по настоящему научиться юзабилити, вам надо начать с практических занятий. Для достижения высшего пилотажа в юзабилити вам потребуется в течение многих лет наблюдать за пользователями в различных ситуациях:
Изучайте как можно больше различных людей: старых и молодых, полных чайников и опытных пользователей, спецов по Юниксу, продавцов, врачей, техработников, администраторов, начальников, людей различных национальностей.
Наблюдайте за тем, как эти люди выполняют различные задачи: покупают, ведут поиск, планируют отпуск, исследуют предмет интереса, управляют нефтяной скважиной.
Наблюдайте за тем, как эти пользователи работают с различными интерфейсами и стилями. В идеале интерфейс должен позволять решить одну и ту же проблему несколькими путями, чтобы вы могли сравнить эти пути и оценить, насколько различные дизайны удобны по сравнению друг с другом.
Экспериментируйте с различными платформами взаимодействия, будь то экраны размером со стену или наладонный компьютер. Очень полезно понаблюдать за тем, как люди взаимодействуют с чисто текстовыми интерфейсами - терминалами мейнфрейма или классическим Юниксом. Также не примените взглянуть на различные футуристические технологии, например "виртуальные реальности", которые сейчас может и кажутся бесполезными, но могут подкинуть вам пару хороших идей.
Обратите внимание на частое употребление слова "различный" в этом списке. Благодаря широте охвата вы сможете с уверенностью заявлять, например, "Пользователи обычно сталкиваются с проблемой в данной ситуации, но есть некоторые варианты дизайна, которые помогают решить эту проблему". В юзабилити нет однозначного ответа на каждый вопрос. Чем больше вы будете наблюдать, тем лучше вы будете подготовлены к поиску решения новой неожиданной проблемы.
|